ОБЪЕДИНЕННЫЙ ФОРУМ СТРИБОЖНИКОВ И САТУРНАЛИСТОВ

СЛАВА СТРИБОГУ!

ВОЗМОЖНО, ПОНИМАНИЕ СТРИБОГА И САТУРНА - ЭТО ТО, ЧТО КАЖЕТСЯ ВАМ СЛИШКОМ СЛОЖНЫМ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ, НЕОБХОДИМА ПОДГОТОВКА - ИНИЦИАЦИИ УРАНА И ДИОНИСА. ОБ ЭТОМ РАССКАЖУТ ЗДЕСЬ >>>



 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.07 16:17. Заголовок: Тухачевский и Язычество


Цитируется по С.Т.МИНАКОВ,
"СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ ЭЛИТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ 20-30-х ГОДОВ" (легко ищется в сети)

"…Однажды, вспоминал П. Фервак, "я застал Михаила Тухачевского очень увлеченного конструированием из цветного картона страшного идола. Горящие глаза, вылезающие из орбит, причудливый и ужасный нос. Рот зиял черным отверстием. Подобие митры держалось наклеенным на голову с огромными ушами. Руки сжимали шар или бомбу, что именно, точно не знаю. Распухшие ноги исчезали в красном постаменте... Тухачевский пояснил: "Это - Перун. Могущественная личность. Это - бог войны и смерти". И Михаил встал перед ним на колени с комической серьезностью. Я захохотал. "Не надо смеяться, - сказал он, поднявшись с колен. - Я же вам сказал, что славянам нужна новая религия. Им дают марксизм, но в этой теологии слишком много модернизма и цивилизации. Можно скрасить эту сторону марксизма, возвратившись одновременно к нашим славянским богам, которых христианство лишило их свойств и их силы, но которые они вновь приобретут. Есть Даждь-бог - бог Солнца, Стрибог - бог Ветра, Велес - бог искусств и поэзии, наконец, Перун - бог грома и молнии. После раздумий я остановился на Перуне, поскольку марксизм, победив в России, развяжет беспощадные войны между людьми. Перуну я буду каждый день оказывать почести" (см. Ферваксе).

По свидетельству Л. Сабанеева, "когда Тухачевский стал "персоной", членом Реввоенсовета и командармом, им был составлен проект уничтожения христианства и восстановления древнего язычества, как натуральной религии. Докладная записка о том, чтобы в РСФСР объявить язычество государственной религией, была подана Тухачевским в Совнарком". Л. Сабанеев, хорошо знавший "красного Бонапарта", считал, что "он явно издевался, но в малом Совнаркоме его проект был поставлен на повестку дня и серьезно обсуждался". Далее Л. Сабанеев вспоминал о реакции на это: "Тухачевскому только это и было нужно. Он был счастлив, как школьник, которому удалась шалость" (см. И. Опишню).

По свидетельству Б. Соколова (см.), в бытность Тухачевского командующим Западным фронтом в 1922-1924 гг. у него была собака, которую он, кощунствуя и забавляясь, назвал "Христосик". Еще ранее, в плену М. Тухачевский рассказывал своему французскому приятелю: "У нас была француженка-гувернантка, которую я выводил из себя. Я и мои братья дали трем котам в доме священные имена Отца, Сына и Святого Духа. И когда мы их искали, мы издавали ужасные вопли: "Где этот черт Бог Отец?". Мама сердилась, но не очень, а гувернантка-француженка осыпала нас проклятиями" (см. Л. Норд).

Подобного же рода была музыкальная шутка, когда с приятелем, известным музыкантом Н. Жиляевым М. Тухачевский сочинил "марксистскую файв-о-клокию". Такое откровенное издевательство, теперь уже над "революционной верой", шокировало даже противобольшевистски настроенных людей. По воспоминаниям П. Фервака (см.), "кощунствуя спокойно и весело, он затем галантно осведомлялся: "Я вас не шокирую? Мне было бы очень досадно…". "

...

Вышеотмеченные психокультурные свойства М. Тухачевского, равно как и серия не лишенных своеобразной поэтичности его статей о "революции извне" и "коммунистическом империализме", признанным идеологом коих он считался, были насыщены и предопределены специфической духовной атмосферой, окутывавшей М. Тухачевского с рождения.

"Вольтерьянский" настрой - "если бога нет, то его надо выдумать" - усвоенный и унаследованный М. Тухачевским от отца, родственные связи семейства с французами (Делоне) и итальянцами (Липранди) (см. Декабристы); свободное владение французским языком создавали весьма характерный культурный фон. В семействе Тухачевских господствовал дух творческого многообразия, интеллектуальной разбросанности, и в то же время изящного эстетизма, даже богемности, живым воплощением каковых были отец и бабушка (см. Воспоминания о Тухачевском).

...


"…Я хочу сказать, - продолжал М. Тухачевский свой диалог с французским лейтенантом, - что мы, русские, все религиозны, но именно потому, что у нас нет религии. Я - не христианин, - эпатировал 23-летний подпоручик своего собеседника, - больше того, я даже ненавижу нашего Владимира Святого, который крестил Русь, отдав ее во власть западной цивилизации. Мы должны были сохранить наше грубое язычество, наше варварство…" (см. Фервака). В рассуждениях Тухачевского в плену модно уловить господствующую культурно-цивилизационную парадигму, предопределявшую в его сознании и взглядах отношение к России и внешнему миру. Подлинная Русь, русский дух, в его воображении, коренился в дохристианском языческом варварстве. Сущность "западного мира" и "западной цивилизации" - в христианстве. Весьма вероятно, что эти взгляды формировались в представлениях М. Тухачевского под влиянием Ф. Ницше (В статьях советского военачальника спустя десять лет проскальзывали ницшеанские цитаты без кавычек.). По некоторым свидетельствам, М. Тухачевский, в духе времени и присущей эпохе литературной моды, был увлечен прозой К. Гамсуна, творчество которого, как известно, также формировалось под сильным влиянием Ф. Ницше (см. Раковского). Таковая установка в представлениях М. Тухачевского определяла и достаточно стройную и логичную, хотя и субъективно-прихотливую ретроспективу, образ русской истории и ее основных ценностей. В Петре Великом он усматривал не столько "вестернизатора" России, сколько "грандиозного варвара, и именно русского", считал, что России нужен "именно такой", как Петр Великий, деспот-реформатор. Именно реформатор, ибо далее М. Тухачевский как бы поясняет и мотивирует свои симпатии к Петру Великому: "Что же вы думаете, он хотел сделать из Петербурга Версаль и навязать нашему народу вашу культуру? Нет! Он только взял у Запада секрет его силы, но именно для того, чтобы укрепить наше варварство…" (см. Фервака).

Поэтому нетрудно заметить связь между симпатиями М. Тухачевского к Петру Великому и его самоотверженной службой В. Ленину, И. Сталину, большевикам. В двух названных вождях, он, несомненно, пытался разглядеть черты "деспотического" облика Петра Великого - варвара-преобразователя. Отталкиваясь от подобного рода рассуждений, вызванных размышлениями о судьбе России и русской революции, М. Тухачевский пытается расшифровать себе сущность и генетические корни "западной цивилизации", причины своего неприятия ее. Выразив свою ненависть по отношению к христианству, М. Тухачевский далее заявляет: "Евреи принесли в мир христианство. Этого достаточно, чтобы я их ненавидел... Это именно евреи сеют везде своих опасных блох, стараясь привить нам заразу цивилизации, навязывая всем свою мораль денег - мораль капитала... Все великие социалисты - евреи, и социалистическая доктрина, собственно говоря, - ветвь всемирного христианства. Мне же мало интересно, как будет поделена земля между крестьянами и как будут работать рабочие на фабриках. Царство справедливости не для меня. Мои предки-варвары жили общиной, но у них были ведшие их вожди. Если хотите - вот философская концепция... Нам нужны отчаянная богатырская сила, восточная хитрость и варварское дыхание Петра Великого. Поэтому нам больше подходит одеяние деспотизма" (Ibid. P. 24-25). Впрочем, столь декларативно выраженный антисемитизм молодого гвардейского подпоручика, отчасти, вероятно, отражает традиционные взгляды гвардейского офицерства, отчасти является эпатажем. Во всяком случае, он носит преимущественно морально-этический характер. Вряд ли этот фактор мировоззрения М. Тухачевского был одним из определяющих. Известно, что среди его приятелей, даже в числе друзей, были евреи - И. Якир, Б. Фельдман. Но близость М. Тухачевского к этим людям сложилась в весьма специфических обстоятельствах и уже в 30-е годы.

Цепочка - "евреи-христианство-социализм" - постольку беспокоила сознание М. Тухачевского, поскольку, в его понимании она разрушала исконные, "коренные" ценности России, спасительно концентрировавшиеся в формуле деспотического самодержавия. Именно это триединое разрушительное начало и представлялось ему сущностью "западной цивилизации", зиждившейся, по мнению, весьма расхожему в то время, на деньгах, т.е. на материальной основе бытия, на капитале. Сутью противоречий между Россией, как цивилизацией, и Западом для М. Тухачевского являлась разность фундаментальных цивилизационно-культурных основ: для России - дух, язычески воплощавшийся миллионами религиозно заряженных воль в харизматической личности - "земном Боге", в "человекобоге", или, по Ницше, - в "Сверхчеловеке" (в "Антихристе", если мыслить по-христиански); для "Западной цивилизации" - в материальных ценностях, в капитале, и носителях этой идеи - евреях, христианах (западных), социалистах (большевиков М. Тухачевский, видимо, настоящими социалистами не считал).

В беседах с П. Ферваком М. Тухачевский рассуждал и о частных явлениях западной культуры. "Латинская и греческая культура, - провоцировал полемику будущий "красный Бонапарт", - какая это гадость! Я считаю Ренессанс, наравне с христианством, одним из несчастий человечества... Гармонию и меру - вот что нужно уничтожить прежде всего!… В России, у себя в литературе я любил только футуризм. У нас есть поэт Маяковский. У вас бы я был, вероятно, дадаистом…" (см. Фервака). И позднее М. Тухачевский оказался поборником всего нового: "мировой революции", Д. Шостаковича, радикальной технической модернизации армии и пр. Вышеприведенные свидетельства, касающиеся мировосприятия М. Тухачевского, строившихся на непримиримых полярных оппозицях - "мир духа" (Россия) и "мир тела" (запад), - получают своеобразное завершение. Оно подводит определенный итог, создающий некую целостность мировосприятия подпоручика гвардии. Разрешение этого "цивилизационно-культурного" противоречия - Россия-Запад отразилось в ряде рассуждений и перспектив, просматривавшихся М. Тухачевским. Они весьма существенны для понимания его поступков и позиций во время революции и в последующие годы. П. Фервак вспоминал: "Однажды мы вместе, на откосе форта читали, я не помню, какое место из Достоевского... Михаил Тухачевский с воодушевлением, вспыхнув, как костер, в котором ворошат угли, произнес следующие знаменательные слова: "Не важно, как мы реализуем наш идеал: пропагандой или оружием! Если Ленин будет способен освободить Россию от хлама старых предрассудков, разъевропеезировать ее, я за ним последую. Но нужно, чтобы он превратил ее в "tabula rasa", и мы свободно устремимся в варварство. Какой чистый источник: с марксистскими формулами, перемешанными перепевами демократии, которые смогут возмутить мир. Права народов находятся в их распоряжении! Вот он, магический ключ, который откроет России ворота Востока и закроет их для англичан… Так, и только так мы сможем овладеть Константинополем. Но новая религия нам необходима. Между марксизмом и христианством я выбираю марксизм. Под знаменем марксизма мы скорее, чем с нашим крестом, войдем в Византию и вновь освятим Святую Софию". П. Фервак, напомнил Тухачевскому, что таковые геополитические устремления "лишают вас Польши, Финляндии, а, может быть, и еще чего-нибудь". На это М. Тухачевский ответил: "Вот тут-то и пригодятся марксистские формулы. Революционная Россия, проповедница борьбы классов, распространяет свои границы далеко за пределы, очерченные договорами… Что касается меня, то я бы сделал все, что будет в моих силах, чтобы Варшава осталась русской, хотя бы под Красным знаменем…" (Ibid, p. 57-59.). Вся вышеприведенная геополитическая семантика, в принципе, не несет чего-либо нового: Великобритания на протяжении почти всего 19 века, да и позже, рассматривалась в качестве главного соперника России в контексте геополитических и геостратегических проблем. Достаточно вспомнить хотя бы высказывания и геополитические расчеты М. Скобелева, чьим большим поклонником с детства являлся М. Тухачевский. То же можно сказать и о традиционном великодержавном настрое большей части российского офицерства. Важно другое: высказывание М. Тухачевского как бы предвосхищает его политические и военно-политические позиции в отношении к "внешнему миру" в 20-30-е годы. Что же касается его высказываний о марксизме-новой религии, то отношение к нему М. Тухачевского двойственное: он, может быть, грубовато считал марксизм ценным именно как новую религию, что-то вроде "нового язычества"; в то же время (и это логично) весьма иронично относился к фанатикам марксизма. Таким образом, в рассуждениях о новой религии, марксизме-религии, о возрождении языческой религии со стороны М. Тухачевского было много очевидно игрового, мальчишеские шалости. Однако и в них просматривается нечто глубинно-серьезное для его духовной и душевной направленности, находившей в сознании М. Тухачевского мотивацию в межцивилизационных и геополитических спорах России и Запада. "Мы встряхнем Россию, как грязный ковер, а затем мы встряхнем весь мир… Мы войдем в хаос и выйдем из него, только полностью разрушив цивилизацию" (см. Фервака). Эти слова М. Тухачевского можно считать своеобразным продолжением, похожим на поэму-заклинание, его приказ командующего Западным фронтом, составленный и подписанный 2 июля 1920 г. "Путь мирового пожара пройдет через труп белой Польши…" (Полностью приказ был опубликован в приложении к статье Дадиани Г.Л. Советско-польская война 1919-1920 гг. / Военно-исторический журнал, 1990. № 5. С. 30-31). Огненные, "апокалиптические" метафоры в высказываниях М. Тухачевского позволяют думать, что глубинный смысл его неприятия Запада, словесные вызовы Англии, "западной цивилизации", третирование античной и ренессансной меры и гармонии, в войне, разрушении, апокалиптическом мироощущении.

Все вышеприведенные размышления, кажется, позволяют отметить и применительно к личности М. Тухачевского скрытый в его жизненной установке, в его отношении к миру, "апокалиптический пафос" "мирового пожара", "войны священной". "Мы тяжелы на подъем, но разрушители по природе", - както бросил фразу подпоручик М. Тухачевский (см. Фервака), невольно выдавая скрытые за своей оценкой натуры русского народа, собственные глубинные настроения. Быть может, во всем вышесказанном и всех вышеприведенных свидетельствах, размышлениях и заключается возможность для понимания всей последующей деятельности М. Тухачевского.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия



Архив форума "Преторианская когорта" на 22 марта 2008 года >>>





Каталог Сайтов - Найдется все